Кто такой духовный учитель? Это человек, который учит жить, учитель жизни. Нам, как сознанию, тому, кто думает, чувствует и желает, нужно для жизни всего две вещи: как можно больше приятных ощущений и как можно меньше неприятных ощущений. И соответственно, учитель жизни – это человек, который может подсказать, научить, как быть счастливыми.
Есть разные представления о том, что же сделает сознание счастливым, что даст нам больше счастья. Есть 4 представления об этом, но мы выбрали для себя последнее: что нам для счастья нужно быть в гармонии с Высшим Существом, с Богом.
Но как этому научиться? У каждого есть опыт – молитва, какие-то взаимодействия с Богом. Но можно ли это развивать в себе? Оказывается, да, но нужен специалист в этом. Такого человека называют трансценденталистом, то есть он испытывает какой-то другой вид счастья – счастье от общения с Богом. Вот у этого человека стоит учиться. Самому в этом будет очень сложно разобраться. Но все почему-то уверены, что со своей духовностью они разберутся сами. Кто-то даже со своим айфоном не может разобраться: купил и пользуется как калькулятором им, но у него же больше возможностей. Поэтому одна голова – хорошо, а светлая голова – лучше. Потому как, если голова не светлая, будет сложно во всём этом разобраться. Светлость, чистота определяется количеством наших эгоистичных личных интересов. Чем больше интересов, тем труднее нам разобраться в трансцендентных вещах.
Каков признак человека, что он в этом разобрался? Такими признаками не является количество волос на его голове, борода, чудеса. Мы легко покупаемся на чудеса: если кто-то взлетел в воздух, мы думаем, что это святой, он точно разбирается. Это то же самое, как если вы пришли к зубному технику, он вам вылечил зуб, и вы прониклись таким доверием к нему, что спрашиваете: «Как вы думаете, доллары сейчас покупать или продавать? А может, вы мне поможете в семейных отношениях?» Вы стали ему доверять, он же вылечил вам зуб! Но это вообще никак не связано. То, что он летает, или он вылечил вам зуб, или он из воздуха проявил тюбик зубной пасты, никакого отношения не имеет к трансцендентности. Это про другое. Поэтому не надо смотреть на такие вещи.
На что надо смотреть? На одно качество: этот человек является госвами, то есть он способен контролировать свои чувства? Даже те, кто творят чудеса, могут не уметь контролировать чувства. Это значит, что у них нет внутреннего счастья. Тогда какой смысл у них спрашивать? О тюбиках можно спросить, как зуб вылечить, но задавать духовные вопросы таким людям нет смысла – они не знают.
По какой философии живёт госвами? В целом существует всего две философии: я – хозяин всего и я – смиренный арендатор. Большинство людей исповедуют философию, что от меня всё зависит, я тут хозяин. Может быть, они вслух об этом не говорят, но они так живут, потому что жить-то как-то надо.
Смирение – это состояние, когда человек признает, что всё, что у него есть, – это не его и что не он законодатель. Что значит «травинка не шелохнётся без воли Бога»? Это не значит, что Он каждого двигает и нет никакой свободы выбора. Не это имеется в виду. Мы можем выбирать. Но что потом с нами за это будет, это уже произойдет по Его законам. Вот об этом речь. Мы не рабы, не марионетки, мы свободны, мы можем выбирать, варианты есть. Но законы, по которым потом будет происходит действие, не мы выбираем. Вот это означает «и травинка не шелохнётся».
Также этот человек понимает ещё одну вещь. Хотя Бог законодатель и всё выдано Им, соответственно, я ему должен, но также Бог – это хороший человек. Конечно, Он не человек, но никого ближе Его у нас нет. Он живет внутри нашего сознания. Даже ваша жена не такой близкий человек, как Бог. Просто мы часто не знаем об этом, не обращаем на это внимания. Но госвами понимает это и ведёт себя очень смиренно.
Мы говорили, как проявляется эта философия смирения внешне. Обычный человек говорит на языке гордыни – привязанности, страха, гнева, оскорбления. Это разные проявления того, как человек говорит о себе. Человек, который говорит на языке смирения, находится в состоянии благодарности, прославления, сострадания, у него нет агрессии, желания причинить боль другим.
Как госвами относится к другим людям? Он не смотрит на них с точки зрения того, насколько они делают приятно моим чувствам. Он смотрит глубже и видит, что они все связаны с тем, для кого он живёт. Он видит потенциал каждого. А мы ведь все по природе хорошие. И госвами так видит всех. Мы можем себя так не видеть, и другие нас так не видят, но госвами видит потенциал каждого из нас и именно так относится к каждому. Для него нет русских и не русских, животных и людей, он везде видит сознание. Если есть сознание, значит, человек создан для служения Богу. Помните книгу «Мастер и Маргарита»? Там был эпизод, когда Иешуа разговаривал с Понтием Пилатом, и всякий раз он его называл «добрый человек». Тот говорит: «Ещё раз скажешь так, я скажу, чтоб тебя побили». Он говорит: «Хорошо, добрый человек». А там стоял огромный мужик. Пилат говорит: «Научи его». И тот ударил несколько раз Иешуа. И они опять стали разговаривать с Понтием Пилатом. Он говорит: «Ты всех называешь добрым человеком, а вот он? – он показывает на Крысобоя. – Он тоже добрый человек?» «Да, просто люди с ним нехорошо обошлись». Понимаете? То есть он везде видит потенциал, сознание, душу.
Как госвами относится к богатствам, благам, которые есть вокруг? Он понимает, что всё это собственность Бога. Он берет что-то для того, чтобы работало его тело, для его существования, потому что его тоже надо поддерживать, это не наше тело, оно выдано, так же как вам на работе выдают инструменты, и надо хорошо к нему относиться. Надо рано вставать, после шести не есть... Он это делает всё и аккуратно относится к этому инструменту, чтобы он мог существовать. Но все эти богатства, которые есть у него, в том числе это тело, он использует для того, чтобы можно было выполнять свой долг.